Как компании работать с самозанятыми

Два года назад в России запустили эксперимент с новым налоговым режимом НПД — налог на профессиональный доход. Эксперимент удался, прижился и породил новую категорию налогоплательщиков: самозанятые граждане.

Компании могут свободно работать с такими людьми, отдавая им на аутсорс какую-то часть функций. Однако в таком сотрудничестве есть подводные камни, и чтобы не возникло проблем с налоговой, необходимо придерживаться некоторых правил.

КТО ТАКИЕ САМОЗАНЯТЫЕ, И ПОЧЕМУ С НИМИ ВЫГОДНО РАБОТАТЬ

Для начала, кто такие самозанятые. Это официально зарегистрированные предприниматели, которые работают сами на себя. Например, репетиторы, таксисты, программисты, швеи, перевозчики грузов, домашние кондитеры, фотографы и так далее.

Предположим, вы решили вывести свой бизнес в соцсети, но понятия не имеете как это делать. Штатного SMM-щика у вас нет, но есть три кандидатуры: Оля, Катя и Настя.

Оля хочет попасть к вам в штат и получить постоянное рабочее место. За Олю вам придётся оплачивать страховые взносы в ПФР, ОМС и ВНиМ. Всего 30% от её зарплаты. Если зарплата Оли превысит федеральный МРОТ, то взносы составят 15%, что тоже немало. А также нужно будет удержать из зарплаты Оли 13% НДФЛ и перечислить его государству.

Катя — фрилансер и не имеет никакого статуса. Её можно нанять в рамках договора ГПХ и платить взносы ПФР и ОМС. Это чуть более 27 % от её зарплаты. Ну и НДФЛ 13%.

Осталась Настя. Она зарегистрирована как самозанятая. При работе с ней не нужно платить взносов и НДФЛ. А ещё расчёты с плательщиком НПД вам не придется отражать в многочисленных отчётах: РСВ, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.

Выбираем Настю. Потому что работать с ней — экономнее, быстрее и удобнее. 

КАК СОСТАВИТЬ ДОГОВОР С САМОЗАНЯТЫМ

Сделки с гражданами, платящими НПД, оформляются точно так же, как с обычными физлицами, ИП, ООО и тд. Сделки с самозанятыми регулирует гражданский кодекс. Следовательно, их можно оформлять устно и письменно. Лучше письменно: через обмен документами лично, по почте или через e-mail. 

Кроме того, можно принять оферту — в этом случае договор будет считаться заключенным. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № СД-4-3/2899@ от 20.02.2019.

Важно: в договоре укажите статус физлица. К примеру: «Исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход».

Перед этим на всякий случай проверьте статус исполнителя на сайте ФНС. Для этого достаточно иметь на руках его ИНН. Если вы не проверите человека, то рискуете столкнуться с такой ситуацией, когда он утратит право на НПД, и вам придётся оплачивать за него НДФЛ и страховые взносы.

Совет: Заключайте с самозанятым договор, максимально не похожий на трудовой. Держите в голове то, что вы не нанимаете нового сотрудника, а привлекаете исполнителя для оказания определённой услуги. В договоре должен быть указан объем услуг или работ и их цена.

КАК ОПЛАТИТЬ РАБОТУ САМОЗАНЯТОМУ

Выплата денег самозанятому происходит по обычной схеме: бухгалтерия просто перечисляет сумму на его банковский счёт. Налоговая служба России поясняет, что у НПД нет никаких особенностей при оформление платёжек. Делайте всё так же, как с любыми другими сотрудниками.

Важно: Да, при оплате подходит обычный счёт физлица. Не так давно по этому поводу высказался Центробанк. Он напомнил, что в законе № 422-ФЗ НЕ УСТАНОВЛЕНА необходимость использования самозанятыми конкретных видов банковских счетов. В письме ЦБ № ИН-014-12/94 от 19.12.2019 сообщается, что использование такими физлицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ.

ЗАКРЫВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИ РАБОТЕ С САМОЗАНЯТЫМИ

Тут всё просто: документом, подтверждающим затраты организации на оплату услуг по сделке, является чек, который налогоплательщик выдаёт вам после того, как вы оплатите его работу.

При расчетах в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.

В чеке самозанятый должен указать ИНН вашей организации и наименование оказанных услуг. Чек формируется автоматически в приложении «Мой налог», которое есть у каждого физлица, работающего в соответствии с режимом НПД. Документ придёт вам в электронном виде. 

Важно: не забудьте получить чек. Иначе не сможете принять затраты, понесенные на оплату услуг смозанятого, в расходах, уменьшающих налог. Кроме того, рекомендуем составлять акты, которые будут фиксировать факт оказания услуги.

ЗАПРЕТЫ ПРИ РАБОТЕ С САМОЗАНЯТЫМИ

Чёткий запрет только один: 

Нельзя нанять в качестве исполнителя плательщика НПД, если он менее двух лет назад был сотрудником вашей компании и работал по трудовому договору или договору ГПХ.

Поделиться