Финансовые ошибки предпринимателя

5 ФИНАНСОВЫХ ОШИБОК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


СЧИТАТЬ, ЧТО УВЕЛИЧИВ ПРОДАЖИ, МОЖНО БОЛЬШЕ ЗАРАБОТАТЬ


Для увеличения продаж можно вложиться в товар и прогореть т. к. он не продастся; можно работать над увеличением выручки убыточного продукта — продажи увеличатся, а прибыль совсем немного; можно вложиться в маркетинг или увеличить количество сотрудников себе в убыток.
Вывод: продажи могут увеличиться, а расходов станет больше, чем прибыли.
Пример: дешевую коробку конфет часто покупают, выручка растет, но так как сам товар продается с убытком, в результате убыток и получается.


НАНИМАТЬ ПЕРСОНАЛ В УЩЕРБ СЕБЕ


Бизнесмены думают, что чем больше людей работают в компании — тем лучше.
Однако много функций в малом бизнесе можно отдать на аутсорсинг: бухгалтерию, маркетинг, продажи.
Если у вас торговая компания, то расходы на содержание сотрудников не должны превышать
30-40% от маржинальной прибыли (т. е. выручки за минусом себестоимости товара).
Если у вас консалтинг (бухгалтерские, юридические, инжиниринговые услуги), где основное — высококвалифицированные работники, которые оказывают услуги, то расходы на персонал не должны превышать 50% от выручки.
Пример: руководитель торговой компании решил вывести зарплаты сотрудников из тени, но по факту оказалось, что даже серая часть зарплат составляет 60%. Мы посчитали ему финансовую модель, из которой стало ясно о необходимости или увеличивать выручку, или маржинальность, или сокращать персонал с перераспределением функций — чтобы уложиться в необходимые 50%.


ЗАБИРАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ БИЗНЕСА БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЖНО


Чтобы знать, сколько денег выводить из бизнеса, необходимо вести управленческий учет. Считается, что безопасно можно выводить 10% от маржинальной прибыли. Но на разных этапах развития бизнеса этот процент варьируется (например, в стартап вся прибыль идет на развитие проекта).
Пример: на счет поступили деньги и, после всех отчислений, осталась внушительная сумма, которую предприниматель расходует по своему желанию, с ожиданием следующих сделок и договоров. Но подходят сроки обязательных платежей (налоги, зарплаты, аренда) и получается кассовый разрыв — когда предприниматель забрал из кассы деньги, не спланировав свои расходы.
Ошибка предпринимателей и в том, что они могут тратить предоплату до окончания сделки. Сначала необходимо отработать: закрыть акт выполненных работ, реализовать товар, подписать документы на отгрузку, а потом — выводить деньги. Исключение, когда на предоплату куплен товар под конкретную сделку.
У ИП часто возникает путаница с деньгами для бизнеса и личными деньгами, ведь с расчетного счета денежные средства можно снимать без отчета.


НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАПАСЫ И ДЕБИТОРКУ


Бывает, когда бизнес прибыльный, а денег нет — они все находятся в оборотном капитале. В этом случае не контролировать запасы и дебиторку является ошибкой.
Пример: транспортная компания, с приличным количеством техники и сотрудников, работает на крупных объектах, а по договорам у них отсрочка платежа до 180 дней. Полгода компания платит зарплату, налоги, ремонтирует технику и только потом получает деньги за оказанные услуги. В таком бизнесе собственник должен увеличить свои оборотные средства (суммы, на которые текущие активы превышают текущие обязательства).
Похожая ситуация в торговле, когда деньги вложены в товар, а товар лежит на складе или его отгрузили с отсрочкой платежа.


НЕПРАВИЛЬНО ПОДСЧИТЫВАТЬ ПРИБЫЛЬ


Часто предприниматели все деньги, поступившие на счет, считают доходом, перечисленные со счета — расходом, а все что сталось — прибылью.
Для понимания реальных дел необходимо считать бумажные доходы и расходы: подписанные акты выполненных работ, документы на отгрузку, оплату аренды и т. д.
Именно отчет о прибылях и убытках поможет посчитать прибыль компании.
Пример: если руководитель транспортной компании, работающий с отсрочкой в 180 дней, считает свою прибыльность по деньгам, то денег у него все время будет не хватать: доход есть, подписанные договора есть, а денег пока нет — в этом случае ошибкой будет полагать, что бизнес не приносит прибыль. И наоборот: если компания набрала предоплат и считает, что ее бизнес прибыльный, в то время как еще не было отгрузки товара или оказания услуг, а деньги на счету уже есть — то будет ошибкой считать эти поступления прибылью.

Поделиться